Японский сад. Покой и гармония

Год назад я участвовала в глобальных переговорах по перемене климата, которые проходили в здании ООН в Бонне. Переговоры заходили в тупик, с каждым днём атмосфера становилась всё тяжелее и накаленнее. В короткие перерывы я старалась выйти на улицу и пройтись вдоль реки, неподалёку от места переговоров. Но даже вода, которая обычно спасала от негативных эмоций, в этот раз не помогла. Однажды, я решила отказаться от обеда и пройтись по просторному парку около здания ООН. Погуляв минут двадцать, я уже собралась возвращаться, но вдруг заметила в стороне небольшой закрытый парк. Переступив калитку я как будто очутилась в Азии. Камни, дорожки, деревья, растения, пруды и – всё было в азиатском стиле. На несколько минут я окунулась в атмосферу сказки. Это маленькое таинственное место было наполнено покоем и изящностью. Прогулка по этому необыкновенному саду полностью убрала мое плохое настроение, усталость и разочарование. Я вышла из него обновлённой, полной энергии и сил. Позже я узнала, что это был японский сад.

Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай. В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах легендарные острова бессмертных в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где «причесаный» специальными граблями песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших как долголетие, так и высоту воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру. По буддистским представлениям, это священная гора в центре мира. А также причудливые минералы представляли какого-нибудь мифологического персонажа. Иногда даже самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем довольно поверхностно. Глубинный же его смысл можно понять только владея древним языком символов. Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы.

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад, — обилие свободных пространств, пустота. Нам, привыкшим полностью заполнять садовые площади, она может показаться тревожной. Но именно пустота — ключевой элемент японского садового искусства.

Для садов Страны Восходящего солнца не характерна насыщенная цветовая гамма. В цветовом решении преобладают зелёные, серые и коричневые тона. В отличие от парковой культуры Старого Света, для которой цветочное оформление едва ли не главная составляющая, в традиционных японских садах цветы — всегда только маленький штрих, усиливающий впечатление. Этот прием — следствие религиозно-философских принципов, не приветствующих вмешательство в природу, улучшение или украшение существующих пейзажей. Разрешено лишь подчеркивать красоту и гармонию, заложенную в самой природе.

Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягким изгибам и отсутствию симметрии, как это бывает в природе. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке — утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи и декоративны и полезны. Ни один из названных элементов не повторяется, все сооружения уникальны.

Японцы используют воду для придания композиции большей жизненной энергии. В подборе деревьев предпочтение отдается хвойным. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре.  Любят японцы и бамбук, который считается символом благородства. Это растение придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук располагает к самосозерцанию.Vroclav_JS4 (2)

На небольших участках земли, тщательно выверяя гармонию трёх стихий — камня, воды и растений, японские садоводы создают собственные модели мира. Камни они отождествляют с островами и скалами, воду или заменяющие её песок и гальку — с морской гладью и озерами, невысокие растения — с лесными кущами.

В отличие от европейского паркового ландшафта, элементы которого подчинены направленному воздействию посредством цвета, фактуры и ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь человеку отстраниться от действительности, и, полностью растворившись в потоке бытия, обрести душевный покой. Ворота становятся границей, за которой при входе следует оставлять мирские проблемы, а на выходе — готовить себя к встрече с суетным миром.

Самые знаменитые японские сады, разбитые вне Японии находятся в:

  • Сан-Франциско, США (Tea Garden);
  • Хассельт, Бельгия (Japanse Tuin);
  • Тувумба, Квинсленд, Австралия (Ju Raku En Japanese Garden);
  • Лондон, Великобритания (Kyoto garden);
  • Вроцлав, Польша (Ogrod Japonski);
  • Буэнос-Айрес, Аргентина (Jardín Japonés);
  • Килдэр, Ирландия (Irish National Stud & Japanese Gardens);
  • Ванкувер, Канада (Nitobe Memorial Garden);
  • Кайзерслаутерн, Германия (Japanischer Garten Kaiserslautern);
  • Гамильтон, Новая Зеландия (Japanese Garden of Contemplation)

В Прибалтике тоже есть японский сад, и находится он в Литве. В 3 км от посёлка Дарбенай (47 км от Клайпеды) находится деревня Мажучяй (Mažučiai). В 2007 г в этой деревеньке, на площади в 16 га, началось строительство японского сада, и сейчас он уже открыт для посетителей. ФОТО

© Татьяна Титарева, walkwiththedragon.com

© «Прогулка с Драконом», 2016. Копирование текстов и фотографий с сайта walkwiththedragon.com без согласия автора или без ссылки на источник запрещены. Все права защищены

Фото Елена Авдюкевич, Вроцлав, ПольшаVroclav_JS3 (2)

Оставьте комментарий