Китай входит в первую десятку стран мира с самым коротким оплачиваемым отпуском. Работникам с «небольшим» стажем (до 10 лет!) положено всего 5 дней отпуска в году. Проработав 10 лет, можно получить уже 10 дней для отдыха. А самый длинный оплачиваемый отпуск, 15 дней, полагается тем, кто проработал больше 20 лет.1
На первый взгляд немного, но в Китае действует принцип: «Многое запрещено (имеет строгие ограничения на бумаге), но очень многое возможно, если найти правильную лазейку». Ведь есть четыре продолжительных национальных праздника, во время которых китайцы, живущие в крупных городах, уезжают в родную провинцию для воссоединения с семьёй, путешествуют по Китаю или за его пределами. Эти национальные праздники: Китайский Новый год (2 недели отдыха), Праздник труда (1 неделя в начале мае) и День образования Китайской Народной Республики (КНР) (1 неделя в начале октября). Таким образом, дополнительно к официальному оплачиваемому отпуску в Китае, прибавляются ещё четыре недели национальных праздников, когда большая часть Китая не работает и массово перемещается по стране.
Мои китайские друзья распределяли отпуск следующим образом. Новогодние праздники проводили вместе с семьёй, майские – по возможности за границей, а октябрьские – путешествовали по Китаю. Так в октябре меня пригласили меня в недельную поездку на плоскогорье Чанбайша́нь (Changbai Mountains, кит. трад. 長白山地) — вулканическое плоскогорье в составе Маньчжуро-Корейских гор, расположенное на территории Китая и частично Северной Кореи, и Долину красных листьев (Jiaohe Red leaves Valley) на северо-востоке Китая в провинции Гирин (Jilin province, кит. упр. 吉林省).
Путь в оба направления составлял 2756 км, которые за 6 дней должен был преодолеть на машине единственный человек, у которого были китайские права (в Китае не признаются европейские права, и если хочешь там водить, то надо сдавать на местные). Вначале я подумала, что если люди идут на такое самопожертвование (езда без передышки, каждый день в среднем по 600-700 км, тяжела не только для водителя, но и для пассажиров), то наверное в этом маршруте есть что-то уникальное, и туда обязательно надо поехать.
Первого октября мы отправились в дорогу. Первые два дня мы практически всё время ехали, останавливаясь только на обед, короткие перерывы на заправочных станциях и пятичасовой сон в местных недорогих отелях. Для меня эти два дня были очень тяжелыми, не только из-за длинной однообразной поездки (здесь надо отдать должное китайским властям за то, что дороги в этой части Китая – абсолютно ровные), но и из-за отсутствия кофе, потому что мы ехали через сравнительно маленькие города, и я просто недополучала свой ежедневный «допинг» для энергии. Единственное, что успокаивало – надежда доехать до двух «уникальных» мест ради которых эта поездка и состоялась.
Поздним вечером второго дня мы добрались до нашего первого места назначения — Чанбайша́нь. Поужинав, мы отправились спать, так как на следующий день должны были вставать в четыре утра, чтобы успеть встать в очередь. Из-за праздников и наплыва китайцев со всей страны в это место, приехав туда позже, мы могли остаться без билета. Простояв в очереди три часа (на радость мне здесь продавалось кофе), мы билеты всё-таки достали. Потом ещё несколько часов поднимаясь пешком наверх, мои китайские знакомые озабоченно смотрели вверх и, поговорив с некоторыми людьми, которые оттуда спускались, повернулись ко мне и сказали по-английски: «К сожалению, сегодня из-за тумана нам не удастся подняться на самый верх, чтобы увидеть известное озеро в середине горы, и мы останемся здесь ещё на один день. Завтра повторим то же самое, и постараемся добраться до вершины». Я не стала переспрашивать, что мы будем делать, если и завтра нашей группе не удастся добраться до вершины, и смирилась с ситуацией.
На четвёртый день ранний подъём, многочасовое стояние в очереди и долгий подъём пешком повторился. Слава Богу, в этот день мы поднялись до вершины, увидели желанное озеро (кратерное озеро на горе Пэктусан) и вступили на клочок земли, который официально считается территорией Северной Кореи, так отметившись, что мы заодно побывали и в этой закрытой для мира стране. Мои китайские друзья от счастья сделали около 1000-1500 снимков только на фоне этого озера. Озеро было великолепным, но все предшествующие мучения немного омрачали эту радость. Я ждала, что второй пункт нашей поездки — Долина красных листьев (Jiaohe Red leaves Valley) реабилитирует мою усталость и небольшое разочарование, скопившиеся за последние несколько дней поездки.
К вечеру пятого дня мы добрались до Долины красных листьев. Мои китайские друзья, едя по серпантину охали и ахали, показывая на деревья с жёлтыми и красными листьями, абсолютно не отличающимися от таких же деревьев в начале осени в Латвии. Я думала, что, когда мы доедем и остановимся, моему взгляду откроются какие-то «чудеса». Сложно сказать, что можно было ожидать в награду за такие тяготы пути – возможно листья из настоящего золота. Когда мы приехали и стали гулять по местности, ничего кроме тех же деревьев с обычными жёлтыми и красными листьями, я не увидела. А мои китайские друзья восхищались и фотографировались на фоне этих листьев около трёх часов! Затем мы отправились обратно в Пекин, останавливались после каждых 3-4 километров, чтобы ещё и ещё раз сделать по 50-60 снимков в каждом месте с похожим пейзажем. В общей сложности было сделано около 3000-4000 снимков на фоне «чудо» деревьев. Монотонная дорога обратно заняла ещё два дня.
За семь дней поездки я была измотана и разочарована. Если бы я знала, что проделаю такой длинный путь, чтобы посмотреть на жёлто-красные листья, которых у нас в Латвии предостаточно осенью каждого года, я бы не поехала. Мой урок был в том, чтобы точно уточнять, куда я отправляюсь со своими китайскими друзьями, что именно мы будем смотреть и заранее почитать в интернете и убедиться, что «уникальное» для китайцев окажется таким же уникальным для меня. В любом случае, это был очень ценный опыт, который я запомню, если не нас всю жизнь, то на много-много лет вперёд.
1 ТОП-10 стран с самым коротким отпуском
© Татьяна Титарева, walkwiththedragon.com