Верона знаменита своими любовными историями. Благодаря перу Шекспира, толпы туристов спешат посетить знаменитый дом Джульетты, с балкончиком, куда взбирался влюблённый Ромео. В Вероне же происходило действие комедии «Укрощение строптивой» о счастливом браке Катарины и Петруччо. Правда, никто даже не удосужился нанести их дома на карту. Но оставим в стороне литературных персонажей. В Х веке, задолго до Шекспира, в столице итальянского королевства произошла еще одна, вполне реальная история, возможно, положившая начало сказкам о принцах на белых конях.
Начнём же с прекрасной принцессы. Аделаида (Адельгейда) Бургундская, дочь Рудольфа II Бургундского, в возрасте пятнадцати лет была отдана в жёны Лотару II, сыну Хью Прованского, номинального короля Италии, в 946 году. Это был классический политический брак, с целью положить конец распрям между их отцами. По отзывам современников, девушка была очень красива, и, что немаловажно для её дальнейшей судьбы, сильна характером, умна и добродетельна. Через некоторое время у пары родилась дочь Эмма (к слову сказать, ставшая позже королевой Франции). Жили молодые, не тужили, пока дядя молодого Лотара II, Беренгар, не начал собирать заговор. В результате которого король Хью бы отправлен в изгнание, где и умер. Новоиспеченный король не отличался ни силой, ни хитростью, и в соперники дяде не годился. Но обладал несомненным богатством в лице прекрасной Аделаиды, наследницы большей части королевства. Некоторые источники говорят, что сам Беренгар воспылал страстью к юной красавице. Да так, что отравил собственного племяника. После чего тут же предложил молодой вдове свою руку, обагренную кровью ближайших родственников, и горящее тёмной страстью сердце.
Аделаида, возмущенная бесчинствами старого сластолюбца, наотрез отказалась венчаться. В результате чего была заключена в тюрьму. Чтобы сидела там, пока не одумается. Но Беренгар явно недооценил силу воли наследницы Бургундских герцогов. Девушка ухитрилась сбежать из темницы. И, как полагается в сказках, позвать на помощь прекрасного принца, пообещав выйти за него замуж. Принц, на самом деле, был уже королём Германии Оттоном I, овдовевшим за 5 лет до описываемых событий. Не раздумывая, он отправился в свой первый итальянский поход, чтобы спасти прекрасную принцессу. Беренгар позорно бежал. А Оттон и Аделаида обвенчались в Павии вскоре после встречи, в 952 году.
Этот брак оказался на редкость удачным по тем временам. Возможно потому, что для обоих супругов он был вторым, они по-настоящему ценили друг друга. Аделаида ввела при дворе строгие порядки, много занималась благотворительностью, следила за нравственностью и заботилась о супруге и детях. А также много занималась политическими делами своего мужа. О её успехах в управлении государством говорит тот факт, что в 962 году, когда Оттон I был коронован Императором Священной Римской Империи, Аделаида, вопреки традициям, была коронована Императрицей.
После смерти своего принца не белом коне, она помогала в управлении страной своему сыну, Оттону II Рыжему, а затем и внуку, Оттону III. Когда он достиг совершеннолетия, Аделаида удалилась в монастырь в Сельце, Эльзас, где умерла 16 декабря 999 года. В 1097 году была причислена папой Урбаном II к лику святых, как Святая Адельгейда. День памяти — в день ее смерти. Она помогает жертвам насилия, невестам, императрицам, большим семьям, вдовам, решает проблемы невесток и свекровей, тещ и зятей, усыновления, а также, в память о её собственной судьбе, покровительствует вторым бракам.
© Елена Авдюкевич, walkwiththedragon.com
© «Прогулка с Драконом», 2016. Копирование текстов и фотографий с сайта walkwiththedragon.com без согласия автора или без ссылки на источник запрещены.
Фото Елена Авдюкевич, Верона, Италия